8 800 250 0 150

Итоги 2022 от управляющего ВЭД Агент в интервью для Чайналогист.ру

13.01.2023

Александр Викторович, добрый день, мы зададим Вам несколько вопросов и начнём с одного из самых важных- чем этот год Вам запомнился и чем он знаменателен в истории международной логистики?
2022 год – это был на самом деле особый год для России, для российской логистики, и если сказать, что произошли большие изменения, то это ничего не сказать. Произошли тектонические и глобальные изменения. Как вы знаете, в начале 2022 года Россию покинули крупнейшие морские линии, было закрыто авиасообщение с европейскими странами, с американскими странами, в частности, с США, и рядом других стран, которые ввели против Российской Федерации санкции. Логистика перестроилась кардинальным образом: порты Запада были закрыты, груз переместился в порты Дальнего Востока, и без того напряжённая обстановка в портах Дальнего Востока ещё более усложнилась и стала ещё более напряжённой. Поэтому 2022 год – это год таких глобальный изменений: курс доллара и евро к рублю то вырастал в 2 раза, то падал в 2 раза, вводилось 9 уже пакетов санкций Евросоюза в отношении РФ, ограничивался экспорт многих-многих товаров из этих стран в Россию, приходилось искать варианты и возможности импорта этих товаров в Россию через другие страны, экспорта ряда товаров из России в страны США Канады, Евросоюза через третьи страны. Всё, что выстраивалось десятилетиями, все логистические маршруты, все отношения, выстраивавшиеся десятилетиями с нашими западными партнёрами - они, по сути, в одночасье рухнули, и пришлось выстраивать новые отношения с китайскими логистическими компаниями и морскими линиями, с компаниями из Ирана, Пакистана, Индии – это всё стало нашей новой реальностью в 2022 году.
А каким стал 2022 год для Вашей компании?
Для нашей компании 2022-й был одновременно и очень сложным, и очень успешным. Т.е. если мы берём 1-й квартал 2022 года, то, конечно же, был рост как количественных показателей, так и финансовых. Далее, 2-й квартал, начиная, может быть, с марта, это постепенное падение, можно сказать, дно в мае-июне, далее постепенный рост отгруженных контейнеров и грузов и выход на пик, наверное, в ноябре 2022. В этом году мы увеличили как финансовые, так и количественные показатели. Контейнерный оборот нашей компании достиг более 6 тысяч 20-футовых эквивалентов, мы оформили почти 2,5 тысячи таможенных деклараций, мы приняли только в последние полгода более 30 сотрудников дополнительно и перевыполнили все финансовые планы в 2022 году.
А вы можете рассказать, каким было самое важное решение, которое Вы приняли в этом году?
Наверно, самое важное решение в 2022 году было решение не отходить от установок и планов, которые были намечены в конце 2021 года. Т.е. понятно было, что будет тяжело, но мы ничего не меняли, мы решили следовать той стратегии, которую определили в конце 2021 года, одновременно, скажем так, становясь более гибкими. Т.е. цели не менялись, менялись лишь пути их достижения.
С какими трудностями вы столкнулись и как Вы их преодолели?
Трудности, наверное, начали формироваться тогда, когда морские линии стали экстренно уходить из России, стали застревать грузы на западном направлении в портах Европы. А грузы, которые мы доставляли на Дальний Восток через Maersk, тот же CMA, пришлось перенаправлять на новые китайские линии, т.е. необходимо было срочно искать альтернативные варианты для отправок грузок, благо, что в течение 2021 года мы провели такую подготовительную работу, и у нас уже был заключён ряд соглашений с китайскими морскими линиями, поэтому здесь мы скажем так, более гладко прошли. Далее, когда международная торговля и логистика и, в частности, российская, начала переориентироваться с Европы на Китай, то количество заявок, которое начало поступать, в том числе и в нашу компанию, увеличилось в 3-4 раза, и с таким валом заявок мы сначала не справлялись, в связи с чем срочно пришлось набирать дополнительное количество сотрудников. И если у нас было около 54 человек среднесписочная численность на конец прошлого года, то сейчас уже почти 90 человек. Таким образом, мы достаточно сильно приросли в количестве. И это, конечно же, всегда трудности, сложности по поиску новых сотрудников, их адаптации, введении в должность для того, чтобы обеспечить нужное качество выполнения услуг для наших заказчиков.
Вы можете поделиться своими планами развития компании на следующий год?
Да, мы провели в конце 2022 года в ноябре корректирующую стратегическую сессию. В этом году мы открыли полноценный офис в Москве, появился у нас представитель и в Санкт-Петербурге. Мы и дальше планируем расширять географическое присутствие в портах России для того, чтобы оказывать сервис уже непосредственно своими силами в Новороссийске, Санкт-Петербурге. Далее мы планируем, скажем так, заключить соглашение с представителями в ряде стран Юго-Восточной Азии для того, чтобы предлагать выбор нашим клиентам с точки зрения как поставщиков товаров, так и поставщиков услуг. Т.е. дальше мы продолжим увеличивать товарооборот и через уполномоченного экономического оператора и увеличивать количество контейнеров, перевозимых через нашу компанию. У нас планы увеличить по сравнению с 2022 годом количество контейнеров в 2 раза.
А чего ожидать клиентам от вашей компании? и какие новые продукты или инновации Ваша компания готовит для клиентов?
Мы хотим принципиально улучшить сервис предоставляемых услуг. Мы в этом году подходим к финальной стадии разработки личного кабинета наших клиентов, чтобы в режиме реального времени можно было отслеживать статус движения грузов, заявок наших клиентов, чтобы они могли делать это самостоятельно. И мы хотим уменьшить количество дней на предоставление отчётных документов. Сейчас у нас базовые 10 дней после доставки товара, но мы хотим выйти на 3 дня предоставления документов, т.е. кардинальным образом улучшить сервис взаимодействия с нашими клиентами. Принципиально новых продуктов, наверно, не будет, потому что так или иначе наши клиенты в основном ориентированы на рынки Китая и Индии, и на этих рынках мы и дальше сосредоточимся, будем углублять и усиливать свои преимущества. Мы уже в этом году добавили определённое количество сотрудников в Китае, которые бы могли более оперативно оказывать сервис именно по Китаю, для того, чтобы максимально быстро доставлять грузы внутри Китая и решать какие-то нестандартные задачи, которые с этим складываются. Также мы планируем задействовать зарождающиеся маршруты через ОАЭ, уже действующие маршруты через Турцию и далее в Новороссийск и Санкт-Петербург, поэтому будем и дальше расширять сотрудничество с нашими китайскими партнёрами. И я надеюсь, что мы таким образом сможем диверсифицировать маршруты поставок и уйти от Дальнего Востока и от тех сложностей, которые там формируются, за счёт разных вариантов маршрутов доставки грузов.
Расскажите, пожалуйста, чего ждать импортёрам из Китая в следующем году?
Я надеюсь, что в 2023 году всё-таки будут сняты жёсткие ковидные ограничения, и мы сможем, наверно, уже во втором полугодии 2023 года с меньшими ограничениями посещать Китай, более свободно, сможем наконец поехать на выставки в Китай искать новых партнёров. Далее, я думаю, что будут расширяться те самые маршруты доставок товаров из Китая. Очень надеюсь, что китайское правительство будет следовать своему пути и не ограничивать принципиальным образом экспорт китайских товаров в Россию, и таким образом Китай будет всё больше и больше становиться нашим значимым и наверно самым значительным партнёром во внешней торговле.
Какие риски для отрасли Вы видите в следующем году? Возможно, появятся новые?
Я думаю, что будет усиливаться контроль санкционных ограничений со стороны США и Евросоюза, и возможно, что те лазейки, которые сейчас есть ещё при импорте товаров в т.ч. из Китая через Турцию, Индию, могут быть закрыты или существенно ограничены. Далее, я надеюсь, что в 2023 году будут сняты ограничения на авиасообщение с Евросоюзом и взаимно Россией ЕС. Еще есть риск, который в 2022 году висел – отключения России от SWIFT. Всё будет зависеть, конечно, от того, как будет развиваться ситуация на Украине, но наши банки, по крайней мере, в отношениях с китайскими банками уже начинают более активно работать через систему сообщений CIPS Китайского Народного банка. И я думаю, что здесь мы нивелируем эту ситуацию. Тем не менее, риск отключения России от SWIFT есть. Также, к чему мы, скажем так, готовились осенью 2022 – это включение в санкционный список НРД (Национального расчётного депозитария), что наложит ограничение на расчёты в евро и долларах, и таким образом ограничит количество валют для международных расчётов – вот этот риск тоже есть, поэтому мы на сегодняшний день практически на 80 % перешли на расчёты в национальных валютах, избегая доллары и евро, но тем не менее доллар и евро ещё есть, так или иначе эти валюты ещё используются главным образом в расчётах со странами, которые пока не могут рассчитываться в национальных валютах – это и Корея, и Япония, и Сингапур, и т.д.
Александр Викторович, можете рассказать нашим читателям, как выбрать оптимальный маршрут для перевозки из Китая в 2023 году?
По опыту 2022 года, на весь год нельзя выбрать наиболее оптимальный маршрут. Необходимо мониторить ситуацию на том или ином направлении, в том или ином виде транспорте, поскольку есть такие «качели»: когда сложности в портах Дальнего Востока приводят к перетеканию грузопотока на железную дорогу, это формирует сложности на железной дороге, и обратно «перетекают» грузы на морской транспорт. В-общем, каждый раз, как только ситуация улучшается на одном виде транспорта, автоматически это ухудшает ситуацию на другом. Поэтому нужно работать с партнёром, который держит руку на пульсе, который постоянно мониторит ситуацию и знает ситуацию, которая формируется на том или ином участке, изнутри. Нужно перед отправкой груза связываться со своими логистическими партнёрами и уточнять текущую ситуацию, это раз. Второе, будьте внимательны с компаниями, которые не видят никаких сложностей и обещают сделать всё быстро, безболезненно, без каких-то задержек и вариантов форс-мажоров. В последние 3 месяца мы сталкиваемся с постоянными комментариями клиентов «а другие могут и за 2 дня отправить по железной дороге» и т.п., но когда берёшь контакты этих компаний и начинаешь с ними разговаривать, то при более глубоких вопросах появляется на поверхности та ситуация, что люди просто не владеют ситуацией, которая сформировалась на том или ином маршруте, поэтому будьте внимательны к таким заявлениями и к таким компаниям.
Какие позитивные тренды сейчас формируются или будут формироваться в 2023 году в сфере импорта из Китая?
Так или иначе мы преодолели какие-то опасения, боязнь китайских банков по работе с Россией. Сейчас меньше случается возвратов платежей из Китая, более охотно китайские компании переходят на юани, всё это, конечно, позитивные тренды в торговле с Китаем. Поскольку без взаиморасчётов нет торговли. А сейчас это становится всё более и более стабильным, взаиморасчёты в т.ч. в юанях, в первую очередь. Второе – что появляются новые маршруты логистические. Активнее начинает быть задействован порт Новороссийск, и появилось уже 6 примерно линий морских, которые предоставляют сервис из Китая на Новороссийск. Это снижает загрузку портов Дальнего Востока постепенно, также появляются первые контейнерные линии, которые выходят на маршрут в порт Санкт-Петербурга, и это тоже даёт определённые позитивные ожидания на 2023 год. Т.е. я надеюсь, что мы уйдем от сугубо портов Дальнего Востока и железной дороги через Казахстан и Забайкальск, и ещё будут всё-таки задействованы основные логистические маршруты - это порт С.-Петербурга, в т.ч. и по доставке опасных грузов. Сложилась крайне сложная ситуация, поскольку Дальний Восток ограничил приём этих грузов, и фактически сейчас варианты только доставки морским путём. Ну вот, увеличение количества линий, сервисов, морского транспорта, в т.ч. и российские компании крупные заявляют о появлении таких сервисов. Поэтому я надеюсь, что тот логистический коллапс, который сложился в конце 2022 года в торговле с Китаем, всё-таки будет преодолён.
Как член Общественного Совета при ФТС можете поделиться с нами, что ждёт импортёров в таможенной сфере?
В таможенной сфере ФТС реализует стратегический план развития «2030». Это переход от электронной таможни к интеллектуальной - в 2023 году будет запущен Центр обработки данных ФТС. Это повысит как скорость обработки данных, так и надёжность системы ФТС. Также будут дополнительно привлечены мощности для увеличения, скажем так, автоматизации тех или иных процессов в обработке таможенных деклараций. Это должно привести и к увеличению количества авторегистраций. По итогам 2022 года уже почти 85% декларационного массива регистрируется в автоматическом режиме и примерно 34% деклараций выпускается автоматически. Центр обработки данных, который будет запущен в 2023, я думаю, позволит увеличить количество если не авторегистраций (их сложно увеличить – и так 85 %), то количество автовыпусков, я думаю, будет увеличено. И соответственно, будут перенаправлены ресурсы ФТС на постконтроль, т.е. когда машина будет уже без человека принимать решение по регистрации и выпуску декларации, то далее с этими декларациями будут работать на вторичном контроле уже люди и в т. ч. искусcтвенный интеллект, который планирует внедрять ФТС при увеличении вычислительных мощностей. Я думаю, что в 2023 году также продолжится содействие ФТС различному критическому импорту и импорту, связанному с проведением СВО.
И напоследок, что Вы хотите пожелать нашим зрителям в новом году?
В первую очередь, конечно, веры в себя, быть оптимистами, надеяться на лучшее, прилагать максимум усилий для того, чтобы вы могли справиться с любой ситуацией. И опыт нашей компании в 2022 году показывает, что несмотря на то, что, казалось бы, всё было сложно и, может быть, безнадежно в какой-то момент, мы продолжили идти выбранным путём, прилагали максимум усилий для того, чтобы справиться с этой ситуацией, и в целом, по итогам 2022 года, мы только усилились. Я предлагаю и желаю вам выбирать надёжных партнёров в 2023 году, поскольку, скажем так, ситуация будет способствовать этому, надеяться на профессионализм своих партнёров, диверсифицировать логистические маршруты, поставки, диверсифицировать торговых партнёров для того, чтобы снижать риски. 2023 год – это год абсолютной неопределённости, никто не знает, что будет в этом году. Поэтому наша задача - максимально разложить риски по максимальному количеству корзин. Ну и, как я уже говорил, продолжать верить в себя и идти своим путём.
Александр Викторович, спасибо, присоединяюсь к Вашим пожеланиям, с наступающим Новым годом!
С наступающим Новым годом! Успехов вам и здоровья!

Награды и сертификатыВсе сертификаты
Благодарность за существенный вклад в развитие экспорта
Благодарность
Благодарность за выступление на "Форуме транспортных решений"
АО "ВЭД Агент" лауреат премии "Золотой меркурий"
Компания АО «ВЭД Агент» вступила во всемирную агентскую сеть JCtrans
Сертификат участника 25-й Казахстанской международной выставки «Транспорт и логистика»
АО "ВЭД Агент" лауреат премии "Золотой меркурий"
Благодарственное письмо от мэрии города Новосибирска
Благодарность от руководителя ФТС Булавина В.И.
«ВЭД Агент» получил статус уполномоченного экономического оператора!
Благодарственное письмо от центра оказания услуг "Мой бизнес"
«Лучшее малое предприятие года города Новосибирска», номинация «Лидер сферы услуг»
Управляющий АО «ВЭД Агент» А.Дегтярев лауреат премии «Лидеры сегодня–2018»
«ВЭД Агент» член Московской торгово-промышленной палаты
Качество работы компании подтверждено международным сертификатом ISO 9001
Наши партнеры