Большая «четверка» бизнес-сообщества – ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия» и «ОПОРА России» – обратилась в правительство страны с письмом, в котором высказана серьезная озабоченность последствиями решения ФТС о прекращении оформления процедуры таможенного транзита по книжкам МДП, которые грозят отечественным автоперевозчикам.
Напомним, что новые правила обеспечения транзита 14 сентября заработали на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. На остальной части страны, судя по всему, они вступят в силу с 1 декабря - то есть с момента, когда перестанет действовать соглашение между ФТС России и АСМАП как организацией, гарантирующей уплату таможенных платежей по процедуре МДП.
"Таможня пока не намерена пересматривать свое решение, и, видимо, бизнес-сообществу необходимо будет приспосабливаться к новым условиям, - сообщил "РБГ" вице-президент ТПП РФ Георгий Петров, - между ТПП РФ и таможенной службой идет диалог, и надеемся, что позиция бизнеса будет услышана".
Таможенный кодекс ТС регламентирует иные формы обеспечения транзита: денежный залог, залог имущества, банковская гарантия, поручительство. По словам руководителя центра поддержки ВЭД и развития регионов Ассоциации менеджеров России Галины Баландиной, денежный залог здесь - не самый лучший вариант, поскольку выведет из оборота организаций до 70 млрд рублей в год. Залог имущества в РФ на практике при обеспечении транзита не используется. Банковской гарантией может воспользоваться лишь солидная компания, а в автоперевозках, например, 75% компаний относятся к малому бизнесу. То есть и эта форма явно не для них.
Остается поручительство. Своим постановлением от 19 августа 2013 года N 717 правительство обозначило критерии, которым поручитель должен соответствовать. Среди них, в частности, наличие у юрлица уставного капитала не менее 500 млн руб., годовой размер чистой прибыли - не менее 100 млн руб., остаточная стоимость основных средств, подтвержденная данными бухучета, не менее 1 млрд руб. Понятно, что под такие требования подойдет отнюдь не любое юрлицо, желающее стать поручителем, и о конкуренции в этой сфере не стоит и мечтать. На этом фоне вопрос, опубликованный на сайте ФТС России "Считаете ли вы, что необходимо демонополизировать сферу гарантий транзитных перевозок и расширить круг компаний, занимающихся гарантийным обеспечением?", выглядит, мягко говоря, странно.
Источник: Российская газета