В прошедшем году сохраняющаяся напряженность в мировой и российской экономике не позволила существенно нарастить абсолютные показатели рынка транспортных услуг. Объем коммерческих перевозок, выполняемых всеми видами транспорта (кроме трубопроводного и железнодорожного транспорта необщего пользования), в 2012 году увеличился всего на 2,2%
За счет повышения дальности перевозок грузооборот вырос на 4,3%. При этом коммерческий сегмент обеспечил до 43% транспортировки грузов организациями всех видов экономической деятельности и 95,4% грузооборота.
Невысокие темпы роста сегмента грузоперевозок в 2012 году стали следствием снижения динамики промышленного производства в стране до 2,6% и сокращения объемов сельскохозяйственного производства на фоне вялого спроса на продукцию российских производителей на внешних рынках и снижения темпов роста импортных поставок.
По оценке РБК.research, в 2013 году ожидаемое замедление роста промышленного производства (до 2,3% по консервативному сценарию Минэкономразвития России) и сокращение объемов экспорта (по всем трем сценариям экономического ведомства) отрицательно скажутся на показателях работы транспортного комплекса страны. Так, рост коммерческих перевозок грузов в 2013 году вряд ли превысит 2%, а грузооборот может увеличиться на 3,4% по сравнению с 2012 годом. Эффект от снятия таможенных барьеров в связи со вступлением России в ВТО будет нивелироваться охлаждением мирового рынка и снижением темпов роста платежеспособного спроса внутри страны.
Основным драйвером внутреннего спроса на грузоперевозки остается строительная индустрия, что связано с реализацией масштабных инфраструктурных проектов с бюджетным финансированием (проекты подготовки к Олимпиаде-2014 в Сочи и чемпионату мира по футболу в 2018 году).
Полученный в 2012 году результат по объему коммерческих перевозок (3125,1 млн т, по данным Минэкономразвития) вряд ли можно считать удовлетворительным, поскольку он оказался на 12,5% ниже показателя 2008 года. По объему коммерческого грузооборота (2480,5 млрд т-км) российским транспортникам удалось на 5,2% превысить уровень предкризисного года.
Наблюдалось умеренное увеличение объемов перевозок грузов на железнодорожном (+2,4%), автомобильном (+2,3%) и воздушном транспорте (+1%). По данным Росморречфлота, перевозка внутренним водным транспортом увеличилась на 11,5%, главным образом за счет наращивания объемов наливных грузов. По грузообороту наиболее высокие темпы роста показали автомобильный и водный транспорт — 19,3 и 33,2% соответственно.
Второй год подряд отрицательную динамику демонстрирует морской транспорт: с учетом снижения тоннажа морского флота под российским флагом объем перевозок упал в 2012 году на 43% против уровня 2011 года, при этом грузооборот снизился на 39%. Среди основных причин сокращения показателей работы морского транспорта следует выделить в целом неблагоприятную конъюнктуру мирового фрахтового рынка, снижение количества договоров на перевозку грузов судами под флагом Российской Федерации, передачу судов под иностранный флаг и рост перевозок судами под «удобным флагом» российских судоходных компаний.
При этом показатели работы большинства российских портов улучшились по сравнению с 2011 годом за счет наращивания объемов перевалки экспортных грузов. По данным АСОП, грузооборот морских портов России в 2012 году увеличился на 5,6% по сравнению с 2011 годом и составил 565,6 млн т. Превышение объемов 2011 года отмечается как по сухим, так и по наливным грузам. Рост перевалки обеспечивается постоянным наращиванием портовых мощностей. Так, по данным Минтранса, в прошедшем году мощности морских портов России увеличились на 72,5 млн т, в 2013 году планируется рост еще на 54 млн т. По данным Росстата, прирост тарифов на грузовые перевозки железнодорожным транспортом по отношению к 2011 году составил в среднем 5,7%. Тарифы на перевозки автомобильным транспортом возросли на 7,2%, внутренним водным транспортом — на 8,5%, воздушным — на 2,8%. Исходя из показателей роста грузооборота и динамики тарифов, в 2012 году темпы роста рынка транспортных услуг в текущих ценах снизились до 11% по сравнению с 13% годом ранее. По оценке РБК.research, совокупный объем рынка достиг 1828,4 млрд руб. (58,8 млрд долл.). Наиболее высокие темпы роста отмечались в сегментах перевозок грузов автомобильным (+27%) и внутренним водным (37%) транспортом, доходы компаний, осуществляющих перевозки железнодорожным транспортом, выросли на 10%. Из-за ухудшения ситуации на рынке морских перевозок (судами под российским флагом) оборот компаний-перевозчиков сократился на 37% по сравнению с 2011 годом. В сегменте услуг по обработке грузов в портах и аэропортах рост оценивается в пределах 9%. Основной объем выручки (74,5% в 2012 году) обеспечивают железнодорожные перевозки (сумма доходов холдинга ОАО «РЖД» и «вагонной составляющей» в выручке независимых операторов). Коммерческих перевозок автотранспортом всех отраслей экономики дают почти 11% стоимостного объема рынка транспортных услуг. Согласно прогнозу РБК.research, в 2013—2015 годах рост объема рынка транспортных услуг в среднем на 9,8% в год будет определять прежде всего железнодорожный транспорт, учитывая его доминирующую роль. Наиболее высокие темпы прироста ожидаются в сегменте автомобильных перевозок. Доходы компаний, предоставляющих услуги, связанные с переработкой грузов в портах и аэропортах, будут расти в среднем на 6,3% в год.
Источник: rbcdaily.ru