8 800 250 0 150

Темпы роста снижаются

27.03.2013

 В прошедшем году сохраняющаяся напряженность в мировой и российской экономике не позволила существенно нарастить абсолютные показатели рынка транспортных услуг. Объем коммерческих перевозок, выполняемых всеми видами транспорта (кроме трубопроводного и железнодорожного транспорта необщего пользования), в 2012 году увеличился всего на 2,2%

За счет повышения дальности перевозок грузооборот вырос на 4,3%. При этом коммерческий сегмент обеспечил до 43% транспортировки грузов организациями всех видов экономической деятельности и 95,4% грузооборота.

Невысокие темпы роста сегмента грузоперевозок в 2012 году стали следствием снижения динамики промышленного производства в стране до 2,6% и сокращения объемов сельскохозяйственного производства на фоне вялого спроса на продукцию российских производителей на внешних рынках и снижения темпов роста импортных поставок.

По оценке РБК.research, в 2013 году ожидаемое замедление роста промышленного производства (до 2,3% по консервативному сценарию Минэкономразвития России) и сокращение объемов экспорта (по всем трем сценариям экономического ведомства) отрицательно скажутся на показателях работы транспортного комплекса страны. Так, рост коммерческих перевозок грузов в 2013 году вряд ли превысит 2%, а грузооборот может увеличиться на 3,4% по сравнению с 2012 годом. Эффект от снятия таможенных барьеров в связи со вступлением России в ВТО будет нивелироваться охлаждением мирового рынка и снижением темпов роста платежеспособного спроса внутри страны.

Основным драйвером внутреннего спроса на грузоперевозки остается строительная индустрия, что связано с реализацией масштабных инфраструктурных проектов с бюджетным финансированием (проекты подготовки к Олимпиаде-2014 в Сочи и чемпионату мира по футболу в 2018 году).

Полученный в 2012 году результат по объему коммерческих перевозок (3125,1 млн т, по данным Минэкономразвития) вряд ли можно считать удовлетворительным, поскольку он оказался на 12,5% ниже показателя 2008 года. По объему коммерческого грузооборота (2480,5 млрд т-км) российским транспортникам удалось на 5,2% превысить уровень предкризисного года.

Наблюдалось умеренное увеличение объемов перевозок грузов на железнодорожном (+2,4%), автомобильном (+2,3%) и воздушном транспорте (+1%). По данным Росморречфлота, перевозка внутренним водным транспортом увеличилась на 11,5%, главным образом за счет наращивания объемов наливных грузов. По грузообороту наиболее высокие темпы роста показали автомобильный и водный транспорт — 19,3 и 33,2% соответственно.

Второй год подряд отрицательную динамику демонстрирует морской транспорт: с учетом снижения тоннажа морского флота под российским флагом объем перевозок упал в 2012 году на 43% против уровня 2011 года, при этом грузооборот снизился на 39%. Среди основных причин сокращения показателей работы морского транспорта следует выделить в целом неблагоприятную конъюнктуру мирового фрахтового рынка, снижение количества договоров на перевозку грузов судами под флагом Российской Федерации, передачу судов под иностранный флаг и рост перевозок судами под «удобным флагом» российских судоходных компаний.                                                                                                

При этом показатели работы большинства российских портов улучшились по сравнению с 2011 годом за счет наращивания объемов перевалки экспортных грузов. По данным АСОП, грузооборот морских портов России в 2012 году увеличился на 5,6% по сравнению с 2011 годом и составил 565,6 млн т. Превышение объемов 2011 года отмечается как по сухим, так и по наливным грузам. Рост перевалки обеспечивается постоянным наращиванием портовых мощностей. Так, по данным Мин­транса, в прошедшем году мощности морских портов России увеличились на 72,5 млн т, в 2013 году планируется рост еще на 54 млн т. По данным Росстата, прирост тарифов на грузовые перевозки железнодорожным транспортом по отношению к 2011 году составил в среднем 5,7%. Тарифы на перевозки автомобильным транспортом возросли на 7,2%, внутренним водным транспортом — на 8,5%, воздушным — на 2,8%. Исходя из показателей роста грузооборота и динамики тарифов, в 2012 году темпы роста рынка транспортных услуг в текущих ценах снизились до 11% по сравнению с 13% годом ранее. По оценке РБК.research, совокупный объем рынка достиг 1828,4 млрд руб. (58,8 млрд долл.). Наиболее высокие темпы роста отмечались в сегментах перевозок грузов автомобильным (+27%) и внутренним водным (37%) транспортом, доходы компаний, осуществляющих перевозки железнодорожным транспортом, выросли на 10%. Из-за ухудшения ситуации на рынке морских перевозок (судами под российским флагом) оборот компаний-перевозчиков сократился на 37% по сравнению с 2011 годом. В сегменте услуг по обработке грузов в портах и аэропортах рост оценивается в пределах 9%. Основной объем выручки (74,5% в 2012 году) обеспечивают железнодорожные перевозки (сумма доходов холдинга ОАО «РЖД» и «вагонной составляющей» в выручке независимых операторов). Коммерческих перевозок автотранспортом всех отраслей экономики дают почти 11% стоимостного объема рынка транспортных услуг. Согласно прогнозу РБК.research, в 2013—2015 годах рост объема рынка транспортных услуг в среднем на 9,8% в год будет определять прежде всего железнодорожный транспорт, учитывая его доминирующую роль. Наиболее высокие темпы прироста ожидаются в сегменте автомобильных перевозок. Доходы компаний, предоставляющих услуги, связанные с переработкой грузов в портах и аэропортах, будут расти в среднем на 6,3% в год.

Источник: rbcdaily.ru

Награды и сертификатыВсе сертификаты
Благодарственное письмо от центра оказания услуг "Мой бизнес"
«Лучшее малое предприятие года города Новосибирска», номинация «Лидер сферы услуг»
Управляющий АО «ВЭД Агент» А.Дегтярев лауреат премии «Лидеры сегодня–2018»
«ВЭД Агент» член Московской торгово-промышленной палаты
Качество работы компании подтверждено международным сертификатом ISO 9001
Наши партнеры