С сегодняшнего дня предприниматели могут в электронном виде запрашивать у таможни разрешение, а также гарантировать свои обязательства по представлению документов - лицензии, сертификатов - при декларировании особых товаров на территории Таможенного союза. Равно как и получать от таможенников подтверждение на их ввоз по Интернету.
В силу вступают поправки в статьи 219 и 220 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации". До сих пор была разрешена только письменная форма обращений и обмена документами. Хотя и сейчас она не отменена.
Новшество касается товаров, на которые распространяются ограничения и отдельные запреты при ввозе в Таможенный союз - квоты, антидемпинговые и специальные меры защиты, санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные особые требования. Такие товары имеют статус иностранных и находятся под таможенным контролем. Если документы, подтверждающие соблюдение ограничений, не представлены, то прибывшие товары подлежат немедленному вывозу. К тому же, Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение обязательств - штрафы или конфискацию.
Автоматизация таможенных процедур ускорит выпуск таких товаров, уменьшит количество документов, сократит до минимума необходимость личного общения с сотрудниками таможни, предоставит возможность удалённого осуществления таможенных процедур при сохранении требуемого уровня контроля.
Специалисты компании «ВЭД Агент», имея многолетний опыт таможенного оформления,
неоднозначно относятся к подобной инициативе. Для начинающих участников ВЭД введение
электронного документооборота может создать иллюзию более простого прохождения
таможенных процедур, что обернется увеличением ошибок при оформлении документов и как
следствие штрафов и других материальных и нематериальных потерь. Так что фактор профессионализма в работе с таможенными органами остается главным для экономичного и быстрого прохождения зарубежными товарами таможенных процедур Таможенного Союза, какой бы способ ни использовался для оформления документов - бумажный или электронный.