8 800 250 0 150

Расходы грузоотправителей на перевозку грузов ж.-д. транспортом в РФ догоняют США (исследование)

11.10.2013

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) опубликовал результаты работы «Сравнение расходов грузоотправителей на перевозку грузов железнодорожным транспортом в Российской Федерации и США», сообщили ИА «РЖД-Партнер.Ру» в пресс-службе института.

Объектом сравнения были выбраны США, поскольку железнодорожная система Соединенных Штатов наиболее близка по топологии, структуре перевозок грузов и общей протяженности путей к железнодорожному транспорту России. Кроме того, и в США, и в России железнодорожный транспорт работает в очень широком спектре климатических и географических условий.

Специалисты ИПЕМ указывают на сокращение разрыва в транспортных расходах у грузоотправителей в России и США. В 2005 году средние расходы грузоотправителей при перевозках 1 тонны груза на 1 км в США были выше на 34,6 %, в 2012 году – только на 18,6 %. Как отмечается в исследовании, в условиях отсутствия государственного регулирования и основного конкурента в виде инвентарного парка ОАО «РЖД» операторы грузовых вагонов увеличивали свои ставки за услуги по предоставлению вагонов.

При сравнении расходов грузоотправителей при перевозках 1 тонны груза на среднее расстояние в России и США ИПЕМ также отмечает значительное сокращение. В 2005 году разница составляла 41,1 %, в 2012 году – 19,7 %. При этом специалисты ИПЕМ отмечают необходимость учитывать различную структуру перевозок по родам грузов в России и США: в США перевозки осуществляются на более короткие расстояния, а в их структуре большую долю занимают транспортировки высокодоходных грузов.

Разбивка по видам товаров, произведенная ИПЕМ, показывает: в США расходы на перевозку 1 тонны угля ниже на 2,6 %, а 1 т химической продукции выше на 43,2 %, 1 т черных металлов больше на 29,5 %, 1 т строительных грузов выше на 66,9 %, 1 т лесных грузов больше на 52 %.

Отдельно эксперты ИПЕМ отметили значительный рост средних расходов (ставка за т·км) грузоотправителей на перевозку зерна: в 2005 году они в США были выше на 35,9 %, а в 2011 году – 7,4 %.

ИПЕМ также отметил различия в структуре перевозимых грузов в России и США. Так, в Соединенных Штатах наиболее массовым видом грузов является уголь, доля которого в общем объеме грузоперевозок составляет более 41 % (в России 24,2 %). По остальным видам грузов в США доля не превышает 10 %, в то время как в России значительную долю еще составляют перевозки минерально-строительных грузов, а также нефти и нефтепродуктов – 21,3 % и 19,4 % соответственно. При этом если в США перевозки всех без исключения видов грузов для перевозчиков являются прибыльными, то в России ряд грузов (уголь, строительные материалы) перевозится железнодорожным транспортом по тарифам ниже себестоимости.

Источник: rzd-partner.ru

Награды и сертификатыВсе сертификаты
Управляющий АО «ВЭД Агент» А.Дегтярев лауреат премии «Лидеры сегодня–2018»
«ВЭД Агент» член Московской торгово-промышленной палаты
Качество работы компании подтверждено международным сертификатом ISO 9001
Наши партнеры